Семинар "Медиаменю для взрослых и детей: как стать медиагурманом и не получить медиаотравление" (фрагмент выступления)


Сегодня потребность в информации не менее маловажна, чем потребность в пище. Относимся ли мы к отбору информации так же тщательно, как к продуктам питания? Или заглатываем все подряд? 

Кто мы: МЕДИАГУРМАНЫ или МЕДИАФАСТФУДЧИКИ?

(из выступления на семинаре) 
Наш мир захлестнула волна информационного цунами, где стерлись границы между реальностью и вымыслом. Человек стал зависим от информации. Всем известное выражение Майера Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет миром» сегодня можно перефразировать «Миром овладела информация, которой никто не владеет»
Информация стала сама себе хозяйкой. Она заходит в каждый дом, в каждый мозг без разрешения и спроса. Нагло вваливается в наши телефоны, планшеты, почтовые ящики, ее на каждом шагу суют нам в руки.
Сколько людей обладают умением разобраться в ней, проанализировать, рассортировать на нужное/ненужное (да просто не сойти с ума от ее изобилия)? Сколько людей умеют ее искать и создавать свою? Сколько людей не попадают к ней в зависимость? Этот вопрос можно задать по другому: сколько людей медиаграмотны, медиакомпетентны, медиаобразованы, медиакультурны?

От отсутствия медиаграмотности человек зачастую начинает страдать: психически и физиологически истощается, вступает в конфликты с окружающими, с родными. Некоторые даже начинают само-медиалечение. У психологов уже появился даже термин «синдром Ван Гога» - нанесение моральных калечащих повреждений себе.
Проживая сегодня тысячи чужих ролей и судеб – в компьютерных играх, в соцсетях, в психологических передачах, в развлекательных шоу, в политических дебатах – мы забываем о главном: о сюжете своей собственной, единственной, неповторимой жизни.
Поэтому нести медиаграмотность в массы – наша с вами святая обязанность (вернее – одна из наших многочисленных святых обязанностей)


Предлагаю нашу встречу начать с азов – потребностей человеческого организма. Знаменитая, вызвавшая много споров, пирамида Маслоу отображает все-таки суть наших потребностей. Вариант из 5 ступеней и из 7 ступеней на 1 место ставит физиологические потребности, т.к. смерть от голода и жажды неизбежна. Ни Маслоу, ни его последователи не включили в эту пирамиду потребность в получении информации (в чистом виде), ведь они и предположить не могли, что от нехватки информации человек может если не умереть, то серьезно заболеть.
Мы с вами сегодня в реальной жизни наблюдаем картину, как потребность в информации медленно, но уверенно движется к 1 ступени пирамиды.
Что делают тысячи людей, только открыв глаза?
Что делают тысячи людей в свободную минутку? Даже во время важной встречи? Даже во время судьбоносного разговора?
Заглядывают в телефон, планшет, компьютер – ведь там самое важное для них:  мир информации, которую они ищут, перерабатывают, хранят, делятся, создают. Это жизнь современного человека.
И если уж потребность потреблять медиапродукты сегодня приближается к потребности потреблять обычную пищу, давайте попробуем разобраться, кто же мы на самом деле: медиагурманы или медиафастфутчики?


Обязательный элемент каждого тренинга – это знакомка, которая дает возможность не только узнать имена участников, а и их отношение к обсуждаемой теме.

Прошу вас представиться таким образом: назвать свое имя, учебное заведение, отношение к вопросам медиаобразование вашего заведения и ваше лично. А на листочке написать блюдо, которым бы вы при возможности хотели бы побаловать участников нашей встречи. Условие: это может быть блюдо одного из трех уровней – изысканное ресторанное, домашней кухни, быстрого приготовления.

Начинаем представление: рассказываем о себе, называем блюдо для виртуального угощение, листочек с названием этого блюда крепим на один из разносов: ресторанное блюдо, домашняя кухня, быстрое приготовление.

Можно ли сказать, что на каждом уровне вся пища абсолютно полезная? Абсолютно вредная? Что должен уметь делать человек, чтобы получить максимум пользы, принимая пищу на каждом уровне?

Давайте проведем параллель с медиаобразованием: люди (условно!) находятся на одном из уровней потребления медиапродукции:
- медиагурманы
- среднестатистические медиапотребители
- медиафастфутчики
Можно ли сказать, что на каждом уровне вся медиапродукция абсолютно полезная? Абсолютно вредная? Что должен уметь делать человек, чтобы получить максимум пользы, принимая медиапродукцию на каждом уровне?

Сейчас у нас детское медиаменю.
На каких продуктах формируется детский организм?
На каких медиапродуктах СОЦИАЛИЗИРУЕТСЯ детский организм?
Правильно, на мультфильмах. Мы, взрослые мамы и папы, заботящиеся о том, чтобы детский организм получил побольше витаминов в процессе социализации, пытаемся «кормить» свое чадо полезным: идеи дружбы, добра, любви и уважения к родителям, помощь и забота о младших и т.д.
Но дети есть дети, и оставшись без родительского контроля, так и тянут в рот «каку».
Сейчас мы поговорим о «медиакаке».

Создатели мультфильмов готовят послушную аудиторию, которой легко управлять. Делается это планомерно и методично. Создаются яркие образы, которые завораживают детей, заставляют оторваться ради них от любого дела. А потом в эти образы вкладывается стиль поведения, т.е. происходит социализация ребенка – он копирует и воспроизводит увиденное.
(ролик «Образы»)

Предлагаю объединиться в 2 группы по принципу «чай – кофе».

Группа «Чай» смотрит ролик и анализирует, как закладывается в поведение детей ранняя сексуальность. Что это за собой влечет? Как помочь ребенку избежать слепого копирования поведения?
(показать ролик)

Группа «Кофе» смотрит ролик и анализирует, как закладывается в поведение детей жестокость и агрессия. Что это за собой влечет? Как помочь ребенку избежать слепого копирования поведения?

(показать ролик)

После обсуждения.
Еще 1 факт – образ матери в мультфильмах. Сегодня часто мамы говорят: «Он меня не слушается».
Когда в мозг ребенка попала информация, что родителей можно не слушаться?

(ролик)
Обсуждение.


Итак, я снова подвожу вас к выводу, что в медиапространстве необходимо ориентироваться. А для этого нужно развивать медиаграмотность. И, как вы убедились, делать это надо с раннего возраста. А еще надо заниматься медиапросвещением родителей. Ведь большей частью это люди, родившиеся в тот период, когда была снята цензура и они нырнули, не умея плавать, в огромный поток медиа.


Со своими второклассниками я провожу игру «Лови информацию». Предлагаю поиграть всем.
Эти теннисные шарики – информация. Т.к. информация нам необходима, ваша задача эти шарики ловить.
1.     Я бросаю – вы ловите, кто сколько сможет.
Внимание: белые шарики – это правильная информация, оранжевые – искаженная. Вы не знали? Так и в жизни бывает – слепо верят всему. Теперь вы это знаете.
2.     Я даю вам в коробке разную информацию – вы берете только правильную информацию.
3.     Тоже самое – с закрытыми глазами.
Что получилось? Как легче взять правильную информацию? Почему в жизни часто берем информацию вслепую?


Давайте поговорим теперь о нас, о взрослых. Наше медиаменю более разнообразно.
У нас есть:
- медиахлеб (новости)
- медиаостренькое (красный квадрадратик)
- медиадессерт (шоу-программы)
- медиаприправы (ток-шоу)
Мы можем ходить за информацией в медиаресторан, в медиакафе, медиазабегаловку (и получать там соответствующую медиапищу)
В мире медиа есть медиаповара, которые готовят медиапродукцию (и она может быть полезной, испорченной, с вышедшим сроком годности)
Есть медиаофицианты, которые нам доносят медиаблюда (могут умышленно испортить)
Из-за некачественной медиапродукции мы можем испытывать медианесварение, медиаотравление, медиаожирение, медиаистощение)
Самое главное – чтобы мы всегда успели принять медиамезим и медиаактивированный уголь.
Есть еще одно понятие – зависимость от еды. Зависимость от медиа тоже существует.
Предлагаю вам один из вариантов теста. Ответьте на вопросы. «Примерьте» ответы на своих близких, на учеников. Подумайте, что можно сделать, если человек начинает попадать в зависимость от медиа.

Тест на зависимость
1.                  Вы готовы заниматься каким-то делом сутки напролет, не считаясь со сном и отдыхом? Время занятий постепенно увеличивается?
2.                  У вас не сохранилось интересов, не связанных с вашим увлечением? 
3.                  Прекращение или сокращение времени занятий приводит к плохому самочувствию или подавленному настроению?
4.                  Занимаясь этим делом, вы забываете о проблемах и неприятностях?
5.                  Прилив сил и подъем настроения может обеспечить только любимое дело?
6.                  Вы целый день думаете о любимом деле, даже когда нет возможности им заниматься?
Положительный ответ хотя бы на один вопрос – повод насторожиться.
Проблема – истинно зависимый человек не признает зависимости.
Наступившая новая эпоха – информационная – принесла в нашу жизнь много новых событий, терминов. Появился такой термин «информационная война». Это когда не стреляют, не убивают, а жертв больше, чем от бомбежки.
Есть 3 войны:
1.     Война Ареса, когда мужики сбегаются и лупят друг друга палками.
2.     Война Афины, когда хитрыми ходами, экономическими средствами влияют на общество.
3.     Война Аполлона – война за смыслы, за картины мира.
Эта война ведется в основном средствами дезинформации.
Человек как принимает решения? На основе своего виденья картины мира.
В реальности: картина одна и та же, виденье разное:
- Пойду голосовать за Пупкина, он восстановил наш город.
- Не пойду голосовать за Пупкина, он разрушил наш город.
- Пупкин? Да он вообще ничего не сделал для города.

Почему так происходит? Реальную картину мира слегка искажают, чтобы ЗАСТАВИТЬ человека принимать нужные кому-то решения.
Где-то честные, очень хорошие люди свергли диктатора и тирана – одна картина ситуации.
Кучка фашистов свергла законную власть – другая картина той же самой ситуации.
Властьимущие представители одной и другой картины будут вести войну Аполлона с нашим мировоззрением, чтобы привлечь нас на свою сторону.
Зачем? Они хотят сделать нашу жизнь лучше? Очень хотят. Но свою. За наш счет.
У нас нет возможности каждую картину проверять воочию – съездить и посмотреть. Мы полагаемся на СМИ. А СМИ умело нами манипулирует.

Заказчик через СМИ 3 способами доводит до нас свою интерпретацию информации, по сути – дезинформацию
1.     Фоновый слой – постоянно фоном идет одна и та же мелодия, или картинка, или слоган. Везде, куда бы человек ни пошел, он должен наткнуться на этот фон. А если человека 100 раз свиньей назвать, он обязательно хрюкнет. Поэтому фоновый слой дезинформации срабатывает. Подбираются сильные слова, которые бьют по каким-то историческим ранам, наиболее значимым для социума.

2.     Когнитивный слой – работают с тестовым содержанием событий. Информацию о важном событии подают абсолютно нейтрально. Информация не вызывает у людей отторжения: «О! Снова об этом говорят!» Но видеоряд на заднем плане пускают такой, что человек обязательно сделает нужный ИМ вывод. Например, премьер-министр поехал в США и договорился о помощи. Нейтральное сообщение. Пускаем фоном видеоряд с вооруженными людьми в масках, которые кого-то бьют – и обычный человек понимает: США поддерживают беспорядки в этой стране.


3.     Стилистический слой – работают тонкими средствами, искажения идут по стилю подачи информации. Нейтральную информацию передают на нейтральном фоне, но ведущий делает ухмылочки, паузы, голосовые выделения – и совсем другое восприятие. А если это еще и диалог двух ведущих – давление стилистики может увеличиться в несколько раз.


Сочетание фонового, когнитивного и стилистического слоев сносит неподготовленному человеку крышу напрочь. И человек принимает решения, нужные не ему самому, а более сильному манипулятору.


А сейчас предлагаю вам примерить образ манипуляторов.
Задание для групп:
1.     Фоновый слой.
Проанализируйте и продемонстрируйте эффект «фонового слоя» на выборах Президента 2014.

2.     Когнитивный слой.
Изобразите ситуацию: Верховная Рада вторую неделю не может принять очень важный законопроект. Депутаты ушли на праздничные каникулы. Через 5 дней снова вернуться к этому вопросу. 

3.     Стилистический слой.
Изобразите ситуацию: организация предоставила помощь детскому дому в виде игрушек, мебели и компьютерной техники.

Вывод: чему мы должны учить подрастающее поколение и их родителей?

Рефлексия.

Живя в современном медиамире, нужно обязательно сохранить свой собственный, не виртуальный, а реальный мирок, в котором есть реальные друзья, реальные отношения, любовь. И в этом мире научиться избавляться от тяжелого груза негативных эмоций, ситуаций, воспоминаний. Порой мы все это тащим в мешке за собой и сил на позитив не остается. И чем все это закончится? Притянем мы этот груз в тот возрастной период, когда надо подводить итоги и будем в нем ковыряться? Не стоит этого делать. Я расскажу вам об одном рыцаре, у которого был такой мешок. Но не спешите его осуждать – сначала загляните в свой мешок.

«Рыцарь и Ангел»

И еще. Чтобы приготовить свою еду, мы идем в магазин и покупаем продукты. Выбрали качественные – вкус один. Сэкономили, купили подпорченные – вкус другой.
То же самое с собственным медиапродуктом. Чтобы его создать, мы идем в медиасупермаркет – ИНТЕРНЕТ. И начинается – рекламки, ссылки, баннеры, акции, сенсации… Отвлекаясь на все это мы, как и в реальном супермаркете, забываем купить то, за чем пришли, или берем первое попавшееся, не обращая внимание на качество.
Давайте создадим сейчас свой медиапродукт: информационный выпуск газеты о нашем семинаре.
Задание группам:
1.     Статья о школе.
2.     Статья об организации досуга.
3.     Статья о работе школы в сфере медиаобразовании.
4.     Статья о тренинге.
5.     Благодарственное письмо организаторам.


Обратная связь.


Комментариев нет:

Отправить комментарий